Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

История модельного ряда В январе 1972 года немецкая компания Setra Kessbohrer презентовала полутораэтажный туристический лайнер Setra S200 на автошоу в Женеве. Эта машина предшествовала третьему поколению автобусов Setra, которое было запущено в серийное производство спустя четыре года. Следует отметить, что сама концепция была в то время настоящей новинкой – первый в мире полутораэтажный туристический автобус был представлен компанией Neoplan в 1971 году. Подобная компоновка автобуса позволяла значительно увеличить объем багажного отсека, а также разместить в межпольном пространстве туалет. Помимо этого в автобусе Setra S200 был так называемый «камбуз» для приготовления горячих напитков и подогрева еды. Эти опции, столь привычные для пассажиров современных туристических автобусов, были в то время далеко не в каждой машине такого класса. Aвтобус Setra-S200 выпускался небольшими партиями с 1972 по 1976 год. В то же время основной продукцией завода в Ульме оставались автобусы 100-й серии. Начало же серийного производства автобусов Setra 200-й серии пришлось на 1976 год, и было приурочено к 25-ой годовщине выпуска первого в мире автобуса с несущим кузовом Setra S8. При этом автобусы 200-й серии сменили на конвейере 100-ю лишь в классе туристических и междугородных машин. В 1976 году были представлены модели S211, S212, S213 и S215; последние две - также в полутороэтажных модификациях. С 1978 года линейка автобусов расширилась моделями малого класса S208 и S209, которые заменили собой автобус предыдущего поколения Setra S80. Для клиентов из Швейцарии в 1980-1983 годах выпускался автобус Setra S208HA, ширина кузова которого составляла 2300 мм вместо стандартных 2500. Одновременно шли работы по созданию туристического автобуса особо большой вместимости, что позволило бы брать на борт до 80 человек одновременно. Значительный рост количества туристических поездок на дальние расстояния в Европе обуславливал появление спроса на подобные машины, и работы по их проектированию вели в то время многие европейские производители. Конструкторы Setra Kessbohrer видели решение проблемы увеличения вместимости в создании сочлененных туристических лайнеров. К тому времени городские и пригородные сочлененные автобусы выпускались компанией около двух десятелетий. Более того, Setra Kessbohrer имела опыт постройки сочлененных туристических автобусов Super Golden Eagle, появившихся на свет в 1959 году. Всего компания построила лишь 4 машины этой модели для американской фирмы Continental Trailways. Setra Super Golden Eagle были оборудованы системой кондиционирования, оснащены пневмоподвеской (задолго до серийных машин для европейского рынка!) и двигателем Rolls Royce мощностью в 275 л.с. Однако дальнейшему распространению лайнера препятствовало законодательство ряда американских штатов, где было введено ограничение на длину пассажирских автобусов. Законодательные огранчения стали препятствием для развития рынка сочлененных туристических лайнеров и в Европе. Опытный туристический полутораэтажный сочлененный лайнер Setra SG221HDS, построенный в 1979 году в единственном экземпляре, имел длину 18 метров, 4 оси и вмещал 77 пассажиров. Он так и остался в собственности компании Setra Kessbohrer и использовался как корпоративный и представительский автобус. Однако эта модель легла в основу серийных полутораэтажных трехосных автобусов S215HDS и S216HDS, которые по кузову были практически идентичны тягачу сочлененной модели. А в 1981 году на IAA’81 был представлен двухэтажный туристический автобус Setra S228DT, способный перевозить одновременно до 91 пассажира. Эта модель выпускалась серийно с 1982 по 1993 год. Всего было реализовано 1104 машины; таким образом, Setra S228DT стала одним из бестселлеров 200-го модельного ряда. Помимо расширения линейки туристических лайнеров велась работа также и по созданию автобусов 200-ой серии для региональных, городских и пригородных маршрутов. Модификации HR и RL для работы на региональных междугородных маршрутах средней протяженности появились в 1980-1981 годах. Новинкой среди автобусов малого класса стал клубный лайнер Setra S210H Real, оборудованный по последнему слову техники. Туалет, кухня и спальное место водителя размещались в корме автобуса, вместо двух передних сидений по правому борту было расположено отдельное место гида; в стандартную комплектацию также входили кондиционер, индивидуальные лампы для чтения над сиденьями и телефон для связи с водителем. C 1983 года незначительно изменился дизайн «передка» автобуса – вместо серебристой металлической фальш-радиаторной решетки с буквой «К» посередине появилась пластиковая, с буквой «К» сдвинутой вправо и надписью Setra по центру. В 1984 году Setra окончательно сняла с производства городcкие (S130S, SG175) и пригородные (S140ES, SG180) автобусы 100-го модельного ряда. Вместо них линейка моделей 200-ой серии пополнилась соответствующими модификациями для работы на городских (Setra S215SL, Setra SG219SL) и пригородных (Setra S213UL, Setra S215UL, Setra SG221UL) маршрутах. Cочлененные городские автобусы Setra SG219SL имели традиционное расположение двигателя в базе, в то время как компоновка узлов Setra SG221UL была выполнена по «толкающей» схеме, т.е. двигатель был размещен в хвосте автобуса и имел привод на третью ось. 1984 год ознаменовался еще одним знаменательным событием в истории компании - туристические лайнеры 200-го модельного ряда стали первыми в мире автобусами с ABS, устанавливаемой в стандартной комплектации машин. Работы по созданию антиблокировочной системы проводимые совместно с немецким производителем электрооборудования Bosch, начались еще в 1970 году, а первые испытания были проведены в 1971 году на опытном автобусе Setra S200. В 1982 году компания впервые продемонстрировала эффективность ABS при торможении двухосных и трехосных туристических лайнеров, а с 1984 года началось серийное производство автобусов с антиблокировочной системой. В середине 80-х годов компании Setra Kessbohrer, уже имевшая опыт поставок на рынок США на рубеже 50-х и 60-х годов, предприняла вторую попытку завоевать американский рынок автобусов, оказавшуюся более чем успешной. В 1984 году специально для рынка США был создан автобус Setra S215HDH, отличавшийся от других машин 200-го модельного ряда более современным дизайном, а также оснащенный американскими комплектующими (дизель Detroit и автоматическая КПП Alisson ). Согласно американским требованиям к туристическим автобусам, Setra S215HDH имели единственную переднюю дверь, ведущую в салон. С 1988 года автобусы Setra S215HDH стали выпускать и для европейского рынка. Основные узлы были идентичны модели Setra S216HDS, но компоновку кабины водителя автобус заимствовал у американской версии Setra S215HDH. B базе находилась вторая дверь (тоннельного типа), а также туалет и буфет, располагавшиеся ниже уровня пассажирского салона. Сначала автобусы поставляли ограничанными партиями для скандинавских стран и Швейцарии, но уже к 1990 году значительный интерес к модели стали проявлять традиционные заказчики в Германии и Франции. В результате модификация Setra S215HDH оказалась одним из бестселлеров первой половины 90-х. Несмотря на огромный спрос, которым пользовались автобусы Setra 200-ой серии, к началу 90-х этот модельный ряд стал устаревать. Поэтому в 1991 году была представлена линейка автобусов четвертого поколения (300-й модельный ряд). Однако наиболее успешные модификации 200-го ряда (туристические трехосники Setra S215HDH, региональные Setra S215HR и Setra S215RL пригородные Setra S213UL, Setra S215UL и Setra SG221UL, городские Setra-S215SL и Setra SG219SL) продолжали оставаться на конвейере. Более того, в первой половине 90-х появился ряд новых моделей и модификаций. Так в 1992 году увидел свет первый серийный полунизкопольный автобус производства Setra Kessbohrer – Setra S215NR. Его выпуск продолжался до 1994 года. В 1994 году был произведен низкопольный «трехосник» Setra S217NR, так и оставшийся в единственном экземпляре. Этот автобус участвовал в показательном туре по городам Германии, после чего был приобретен компанией Westfalen Bus (г. Мюнстер). Другая трехосная модель, Setra S217HDH, была удлиненным на 1,7 м аналогом Setra S215HDH. Aвтобус пользовался спросом в США, куда машины поставляли вплоть до 2003 года, европейские же заказчики приобрели всего 9 экземпляров в 1994-1997 годах. В 1994 году на базе городского автобуса Setra S215SL был разработан специальный автобус Setra Skibus. Его салон был максимально приспособлен для перевозки туристов на горнолыжных курортах. Высота кузова была увеличена на 20 см. для того чтобы в салон могли поместиться лыжи в вертикальном положении. Сиденья были расположены спинками к окну, чтобы создать больше пространства в проходе. В салоне были оборудованы специальные место для лыжного инвентаря, багажа пассажиров, а также автомат для продажи напитков и газет. Также была добавлена третья одностворчатая дверь в заднем свесе, которой не было у базовой модификации Setra S215SL. Setra Skibuss был создан в единственном опытном экземпляре. Автобусы Setra 200-й серии имели такой успех в эксплуатировавших их компаниях, что в 1994 году Setra была вынуждена создать своеобразный «гибрид». Полутороэтажный автобус Setra S250 Special внешне был практически идентичен автобусам 300-й серии, в то время как по своим техническим характеристикам оставался автобусом 200-го модельного ряда. Всего с 1994 по 1997 год было выпущено несколько сотен экземпляров этой модели. Тем не менее, время взяло свое: с 1994 года был прекращен выпуск автобусов Setra 200-ой серии в городских, пригородных и региональных модификациях, а с 1997 года также и туристических Setra S215HDH и Setra S250. Помимо основных производственных мощностей компании в немецком Ульме, машины третьего поколения собирали также по лицензии в Испании, Греции и Турции. С 1993 вплоть до 2003 года автобусы Setra 200-ой серии собирались в Китае. Техническое описание Автобусы Setra 200-го модельного ряда имеют цельнометаллический кузов несущей конструкции с заднемоторной компоновкой. В стандартной комплектации автобусы оборудованы дизельными двигателями Daimler-Benz; в качестве опции устанавливались также силовые агрегаты MAN. Туристические автобусы оборудовались механическими 6-cтупенчатыми коробками передач ZF, городские – 4-ступенчатыми автоматическими серии ZF Ecomat. В дизайне машины в глаза бросались в первую очередь форма передка с цельным лобовым стеклом и вклееные стекла. Последние были настоящей технической новинкой на момент появления автобусов Setra 200-ой серии. На автобусах этого модельного ряда, впервые в истории Setra Kessbohrer, были применены дисковые тормоза и пневматическая подвеска. Еще одной особенностью была система вентиляции пассажирского салона. Воздух поступал сквозь щели над окнами, прикрытые декоративными пластиковыми элементами, после чего равномерно распределялся по салону системой индивидуальной вентиляции.